вторник, 24 июня 2008 г.

Настоящее время само по себе не существует, так как оно существует только относительно прошлого и б

Настоящее время само по себе не существует, так как оно существует только относительно прошлого и будущего, и т. д. Такой же точно способ рассуждения мадхьямики применяли для доказательства относительности и, следовательно, 'пустоты' всякого понятия. 'Пустым' мы называем то, говорили они, что не существует в себе (c;unyam ucyate yat svabhavena nasti, см. PP на MMK. XX. 18). Кумарила поэтому совершенно верно замечает, что теория об отрицательном смысле слов есть не что иное как учение мадхьямиков о пустоте, так как под пустотой разумелось именно то, что существует не само по себе, а лишь относительно или отрицательно по отношению ко всему иному. Если, говорит он, все общие признаки суть не что иное как только отрицание, то нет ничего реального, за исключением абсолютных единиц. Но наши действия не имеют объектом единичные сущности, их нельзя познавать. То, что вы называете аропа (=относительность познания) есть - _ , ч 281 только другой вид cunyata (=пустоты). См. Введение // Щербатской Ф. И. Теория познания, ч. I, примеч. 69 Ср. также Athalye, 339- 281 CV. Apohavada, 3536; bahyagunyata. Различие между мадхьямиками и йогачарами состояло в том, что последние признавали только внешнюю пустоту', а первые 'всеобщую пустоту'. Оба направления сходились в признании нереальности наших представлений о внешнем мире, но мадхьямики, кроме того, отрицали и реальность внутренней нашей духовной жизни. Саутрантики-йогачары, к числу коих принадлежат и Дигнага и Дхармакирти, кроме того, признавали, что хотя познание наше о внешнем мире нереально, но есть и в этом познании некий реальный элемент. К рассмотрению этого вопроса мы теперь и обратимся. XI ВОПРОС О РЕАЛЬНОСТИ ВНЕШНЕГО МИРА Чистое бытие, познаваемое в чувственном восприятии, трансцендентно. Оно не есть причина, создающая представления. Оно не есть реальный субстрат представлений. Оно едино, не содержит в себе разнообразия. Все составные части познания ложны. Ложно объективное значение представлений, их локализация во времени и пространстве, ложны общие признаки. софт бесплатно скачать

Комментариев нет: